Статья 19415

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) 

Авторы

Макарова Светлана Викторовна, старший преподаватель, кафедра музыки и методики преподавания музыки, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), sv_kis@mail.ru

Индекс УДК

371.1

Аннотация

Актуальность и цели. Профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях на основе компетентностного подхода – актуальная проблема в исследованиях ученых последних лет. Это связано с тем, что на современном этапе развития российского общества обнаруживается необходимость в качественно новой профессиональной подготовке педагога, учителя музыки – не узкого специалиста-предметника, а универсально образованного, способного к творчеству, самореализации, обладающего высокой культурой, профессиональной стратегией. Автором определен состав профессиональной компетентности педагога-музыканта, формируемой в процессе обучения в концертмейстерском классе; описаны возможности, предоставляемые педагогической поддержкой для организации профессиональной подготовки; определены критерии профессиональной компетентности педагога-музыканта. Цель работы – представить результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.
Материалы и методы. Материалы исследования составили основные положения педагогической антропологии, гуманистической психологии, личностно-ориентированного образования, концепции педагогической поддержки, теории и практики подготовки педагога-музыканта и формирования его профессиональной компетентности в высшем учебном заведении. Проверка результатов исследования осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретических: теоретический анализ для разработки теоретических обобщений и установления закономерностей в решении обозначенных задач в ходе изучения специальной литературы, диссертационных исследований; структурно-логический анализ; анализ и обзор нормативно-правовых документов, программ и учебных пособий по вузовскому обучению; экспериментальное исследование; эмпирических: анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, интервьюирование, объяснительно-иллюстративный показ исполнения педагогом, наглядный, практический, герменевтический (художественная интерпретация произведения), проблемного изложения, творческие задания; экспертная оценка, ранжирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта научной деятельности; математических: сбор и обработка полученных результатов (системный и качественный анализ).
Результаты. Результат исследования выражается в том, что в нем на теоретической основе осмыслено применение педагогической поддержки в вузовской практике подготовки педагога-музыканта в концертмейстерском классе (выделены доминаты деятельности преподавателя и студента по рефлексии своих актуальных интересов в учебной деятельности); разработан вариант интенсивного и качественного становления будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе.
Выводы. Процесс формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта включает в себя критерии и показатели, характеризующие мотивационную, когнитивную, операционно-деятельностную, оценочно-рефлексивную и художественно-творческую стороны деятельности обучающегося в концертмейстерском классе. В условиях педагогической поддержки особое значение придается оценочно-рефлексивному критерию (самооценке и рефлексии учебных и творческих достижений в концертмейстерском классе). Выявляемое данным критерием в учебной деятельности свидетельствует об общей прочности и надежности сформированной у обучающегося профессиональной компетентности (или об отсутствии таковой). Использование данных критериев дает возможность осуществить качественный анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Ключевые слова

компетентность, профессиональная компетентность, педагог-музыкант, профессиональная компетентность педагога-музыканта, педагогическая поддержка.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Макарова, С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки / С. В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 153–161.
2. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : моногр. / С. Е. Шишов [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 205 с.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:27
Дата обновления: 05.05.2016 13:09